Падение продаж в салонах красоты в период кризиса, по экспертным оценкам, в крупных городах составило не более 20–30%, а в некоторых салонах, при хорошем менеджменте, падения не наблюдалось вовсе. Оно и понятно: привыкшие следить за собой женщины в последнюю очередь откажутся от услуг индустрии красоты, и даже если какие-то серьезные косметологические процедуры проводятся редко, то уж к услугам парикмахеров и мастеров маникюра любая женщина прибегает регулярно. Однако утверждение, что салонный бизнес является довольно устойчивым, справедливо лишь при условии грамотного подхода к созданию и организации работы салона красоты.

Как вспоминают эксперты рынка, до кризиса лишь каждый третий-четвертый салон красоты открывался владельцем именно как бизнес-проект, то есть с коммерческой целью (зарабатывания денег). Очень часто салонный бизнес приобретался в подарок любимой женщине, чтобы она занялась делом и не скучала дома.

Сейчас люди стали куда рациональнее и перед тем, как сделать инвестиции, изучают рынок, посещают соответствующие курсы, читают литературу и плотно «садятся» на специализированные сайты.

Рассматриваемая тема очень многогранна и разнообразна, и разобрать все нюансы салонного бизнеса в рамках статьи не представляется возможным, однако основные этапы, которые необходимо будет пройти при открытии салона, мы обозначим.
По мнению специалистов, подготовка к успешному старту займет примерно год (при этом многие процессы не только можно, но и нужно делать параллельно) и потребует серьезных вложений.

Этап первый: проведение маркетингового исследования
Сроки проведения: 1-2 месяца

«Неправильное позиционирование салона красоты и непродуманная маркетинговая политика — наиболее частые причины закрытия предприятия индустрии красоты. Для того чтобы определить актуальную для данного времени и места концепцию, необходимо провести первоначальное маркетинговое исследование рынка», — совершенно справедливо отмечают в компании «Эстетик Консалтинг». Но учтите, что выбор маркетологов — задача не из простых. Можно, конечно, обратиться к известному агентству, имя которого «на слуху». Однако недостаток такого агентства в том, что оно универсальное и многопрофильное, то есть готово провести исследование любого вида бизнеса — от производства спичек до строительства космических аппаратов.

«Сколько ни видел маркетинговых трудов многопрофильных компаний — методически-то все сделано блестяще, — отмечает известный в области индустрии красоты консультант Александр Ходаков, руководитель департамента салонного бизнеса консалтингового объединения «Фабрика Бизнеса». — Но проблема в том, что собранную даже качественно и полно информацию они не в состоянии “переварить” — просто потому, что не понимают сути этого бизнеса». Между тем открытой статистики и цифр нет, бизнес специфичный и довольно «закрытый» плюс, отметим, далеко не «белый». Поэтому альтернатива заказанному маркетинговому исследованию — либо самим собирать и анализировать информацию, либо привлекать тех, кто занимается предметно и только салонным бизнесом.

Этап второй: выработка концепции салона, поиск помещения
Сроки проведения: 1-2 месяца (без учета времени согласований с регулирующими организациями)

На основании проведенного маркетингового исследования выбираем концепцию салона. Дело это совсем непростое. «Уровень, класс, формат и масштаб в салонном бизнесе настолько разнообразен, что мы в итоге получаем около 125 вариаций бизнес-моделей, и у всех разная экономика, и разительно отличающийся по своей сути бизнес», — констатирует Александр Ходаков. Эксперт поясняет: есть пять ценовых уровней в зависимости от класса салона (эконом, бизнес, престиж, люкс, VIP), пять основных форматов (набор услуг в салоне) и пять основных масштабов (размер, количество рабочих мест) — перемножьте и получите 125 вариантов бизнес-моделей. Вот почему к салонному бизнесу нельзя подходить с одними и теми же «универсальными» правилами.

Собственно, понятие «салон красоты» как таковое для потребителя довольно неконкретно. И если применительно, скажем, к сфере питания потребитель понимает и видит различия между киоском с блинами на улице, студенческим кафе, пиццерией, рестораном типа «Макдональдс» и рестораном в классическом понимании, то «салоном красоты» может именоваться и эконом-вариант, включающий в себя только парикмахерские услуги и услуги маникюра и педикюра, и более «продвинутая» версия с солярием, косметологом и массажистом, и заведение, оказывающее целый комплекс косметологических услуг, включая SPA, имидж-услуги и т. п

Однако при этом самовольно присваивать себе категории — такие как эконом, бизнес, VIP, люкс, элит и т. п. — салоны не имеют права. В декабре 2008 года был введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 53108-2008 «Услуги бытовые. Классификация организаций», согласно которому уровень салона красоты теперь определяют госчиновники исходя из нескольких групп показателей: безопасность в широком смысле (то есть чистота, стерильность, дезинфекция помещений, а также защита имущества клиентов от краж и т. п.); возможность предоставлять услуги высокого качества (наличие соответствующего оборудования, уровень используемой косметики и препаратов, квалификация кадров и т. п.). Так что если вы хотите, чтобы в наименовании салона фигурировали слова «VIP» или «люкс», придется обратиться в Технический комитет по стандартизации и пройти процедуру сертификации. Либо вы будете числиться предприятием без категори